С конца февраля пассажиры московского метро, точнее, небольшого его
участка в виде Сокольнической линии, могут читать электронную почту,
общаться с друзьями в социальных сетях и смотреть ролики на YouTube
прямо в вагонах. Спонсором этого аттракциона невиданной щедрости
выступила компания "Билайн”, разместившая в вагонах нескольких составов
точки Wi-Fi доступа с 3G-модемом. 3G-сигнал преобразовывается в Wi-Fi и
бесплатно раздается зарегистрировавшимся в сети пассажирам. Впрочем,
скоро к "Билайну” присоединятся остальные операторы "Большой тройки”:
МТС возьмет на себя Кольцевую линию, а "МегаФон” — участок Серпуховско-Тимирязевской линии от Менделеевской до Новослободской.Идея
оснастить метро бесплатным интернет-доступом для всех и каждого
принадлежит Сергею Собянину, и это многое говорит о том, насколько часто
московский градоначальник пользуется этим видом транспорта. Я,
например, делаю это каждый день — поскольку смысла проводить ежедневно
несколько часов в пробках вижу немного. И для меня глупость этого
предложения является очевидной. Но раз уж мэр сказал "надо”, операторы
ответили "есть!”. С каждым годом объем пассажиропотока метрополитена растет. В 2011 году, по словам главы столичного метрополитена Ивана Беседина,
он составил 2 миллиарда 388 миллионов человек, а в этом году увеличится
на 20% — до 2 миллиардов 904 млн. Вагоны всегда загружены. Из всех
касс, как правило, работает лишь одна или две, что провоцирует появление
очередей. Наконец, московское метро считается одним из самых громких в
мире. В общем, у столичного метрополитена есть много проблем, — но среди
них нет проблемы со связью. Сети третьего поколения появились в
Москве, а уж тем более в метрополитене недавно — еще в сентябре 2009
года 3G было доступно всего на четырех станциях. Сегодня кажется, что
так было всегда: не имею возможности говорить за абонентов "Билайна” и
"МегаФона”, но у МТС в пределах кольца 3G работает везде, на Кольцевой —
в том числе в перегонах между станциями, а за ее пределами — на
большинстве остановок. И, хотя 3G перестало быть экзотикой, а операторы
обзавелись приемлемыми безлимитными интернет-тарифами, читающих Facebook
с телефона я видел пока не часто. Идея оснастить вагоны
бесплатным Wi-Fi мне кажется идиотской по многим причинам. С точки
зрения пользователей — все, кому надо, читают почту в метро через 3G, и
что может заставить их менять шило на мыло, не очень понятно. Тем более,
что с технологической точки зрения решение весьма сомнительное — любой
iPhone или Android-смартфон точно так же умеет раздавать 3G через Wi-Fi,
но попробуйте заняться этим в метро на досуге — качество такого
соединения будет такое, что лучше и не пробовать. С точки зрения
пассажиропотока в целом — как правильно заметил Денис Соколов в колонке на slon.ru,
нужно любыми путями минимизировать пребывание пассажира в транспортной
системе, а не удерживать его. Наконец, с точки зрения операторов, это
совершенно убыточный проект с неясной схемой монетизации. Сначала в СМИ появилась информация о том, что окупать трафик придется за счет интернет-рекламы, показываемой абонентам. Затем появились сведения
о том, что интернет останется бесплатным для абонентов "Билайна”, а
пользователи других операторов должны будут платить отдельно. В любом
случае, присутствие в метро для оператора — удовольствие очень дорогое
само по себе. Весьма показателен пример нью-йоркской подземки. Впервые о
планах по ее подключению к интернету было объявлено еще в 2007 году,
причем весь проект должны были реализовать в течение десяти лет, а бюджет составил бы 200 миллионов долларов — по $700 000 на каждую станцию. Деньги искали вплоть до прошлого года, когда Wi-Fi появился на первых станциях. Наконец,
наличие в метрополитене бесплатного интернета может оказать еще один
неприятный и слабопрогнозируемый эффект. В Штатах еще несколько лет
назад владельцы кафе задумались
о том, что наличие бесплатного Wi-Fi в заведении может отрицательно
влиять на посещаемость и, как следствие, выручку: столики в таких местах
быстро заполняются людьми с ноутбуками, которые могут часами потягивать
одну чашку кофе. Вам бы хотелось видеть работающих персонажей с
лаптопами на скамейках и без того переполненного метро? Мне — точно нет.
|