«Яндекс» причастен к утечке тысяч СМС абонентов «Мегафона», утверждают в телекоммуникационной компании. Расследование начинают Следственный комитет и Роскомнадзор. В «Яндексе» опровергают обвинения, утверждая, что утечка также была на поисковиках Google и Bing.
«Мегафон» начал расследование по факту публикации на «Яндексе» текстов sms-сообщений, отправленных с сайта оператора. В
компании считают, что поисковик был причастен к утечке сообщений,
сообщил на пресс-брифинге первый заместитель генерального директора «Мегафона» Валерий Ермаков.
Накануне «Мегафон»
заблокировал возможность отправки сообщений через свой интернет-сайт. В
настоящее время по адресу, где была расположена форма отправки sms,
сообщается о том, что сервис находится на реконструкции. Эсэмэс-сообщения, оправленные с сайта «Мегафона», стали доступны для всеобщего просмотра в понедельник. Пользователи интернета, введя в строку «Яндекса» запрос «url:www.sendsms.megafon.ru*
| url:sendsms.megafon.ru*», могли обнаружить тексты sms, отправленных
через сайт sendsms.megafon.ru, время, когда они были отправлены, и
номера их получателей. С 15.00 по московскому времени количество
опубликованных сообщений стало сокращаться, а к 15.45 страницы с
опубликованными sms отключили. Рабочей группой
установлено, что в открытом доступе оказалось порядка 8 тысяч объектов.
Из них порядка трех тысяч sms, отправленных на 2,5 тысячи номеров
пользователей сети. Информация, которая стала публичной в «Яндексе»,
не содержит персональных данных, уверяют в компании. В открытый доступ
попали только номера абонентов-получателей без привязки к их ФИО, а
также тексты сообщений. То есть в открытый доступ попала односторонняя
переписка, не позволяющая восстановить диалоги конкретных физических
лиц, утверждают в «Мегафоне». Но корреспонденты «Газеты.Ru» нашли в опубликованных sms пароли пользователей социальных сетей. На данный момент компания рассматривает версию технического сбоя, возникшего при взаимодействии сайта «Мегафона» и специальных сервисов «Яндекса», занимающихся сбором и хранением информации. Сбой заключался в том, что не было введено специальное защитное ограничение для сервисов «Яндекса», скачивающих информацию в свою поисковую базу. Ермаков дезавуировал сообщение представителей «Яндекса»
о том, что на страницах, проиндексированных поисковой машиной, не было
файла robots.txt, в котором владельцы сайтов указывают, какие материалы и
разделы не должны индексироваться роботами поисковых машин, заявив, что
такие файлы были. «Вопрос в том, почему «Яндекс»
позволил разместить конфиденциальную информацию в публичный доступ», –
продолжил Ермаков. По его словам, сайт работает со всеми поисковыми
системами, но проблема возникла только с «Яндексом». Представитель интернет-компании Очир Манджиков заявил «Газете.Ru», что «вина за индексацию страниц полностью лежит на «Мегафоне». «В понедельник sms-сообщения оператора можно было прочитать не только в «Яндексе», но и в поисковиках Google и Bing!», – утверждает он.
В Google это опровергают. «Мы ничего не вычищали, вчера нам об этом не сообщали ни пользователи, ни журналисты, ни представители «Мегафона»,
– заверила директор по связям с общественностью Google Алла Забровская.
В российском офисе Microsoft заявили, что не имеют информации об
индексации sms. Глава Следственного комитета РФ
Александр Бастрыкин в понедельник дал поручение провести доследственную
проверку по факту утечки sms-сообщений. По информации источника на рынке
интернет-рекламы, вечером в понедельник в офис «Яндекса» приходили представители правоохранительных органов. Директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант называет эту информацию «полным бредом» и утверждает, что следственные действия в офисе компании не проводились. Ермаков отметил, что «Мегафон» готов к сотрудничеству с правоохранительными органами в расследовании данного инцидента. «Также
к нам уже поступил запрос из Роскомнадзора», – подтвердил Ермаков,
рассказав, что компания уже работает с ведомством по этому запросу.
Будет решаться и вопрос компенсации. «К
нам в call-центр поступило 50 обращений от граждан, пострадавших в
ситуации. Каждый случай рассматривается индивидуально», – сказал
Ермаков. По его словам, вопрос компенсации будет обсуждаться с каждым обратившимся клиентом. По закону «О
персональных данных» абоненты имеют право на возмещение убытков и
компенсацию морального вреда, напоминает старший юрист Lidings Сергей
Патракеев. «Но в данном случае вообще представляется спорным утверждение о разглашении персональных данных абонентов: если поисковая система «Яндекса»
выдавала только номер телефона и текст sms, этого недостаточно для
того, чтобы идентифицировать конкретного абонента и тем более доказать
причинение ему убытков», – считает он. По прогнозам начальника юридического отдела компании «Приоритет» Марии Калининой, судебное разбирательство по компенсациям продлится 4–5 месяцев. «Причинение
убытков будет доказано, но в законе о персональных данных и законе о
связи нет четкого указания на размер компенсаций. Абонентам, чьи sms
были раскрыты, стоит объединиться и подать коллективный иск», – советует
юрист.
|